Докторе,
дано нямате нищо против да си припомним за един много голям педагог, поне според мен. Чували сме всички за Антон Семенович Макаренко и неговата “Педагогическа поема” (1933-1935).
В колко трудно, сурово и революционно време е работил, и то с още по-трудни, безпризорни деца, а голяма част от тях са станали почтени хора с добри професии, преодолявайки трудното си детство.
Много го уважавам и обичам да я чета тази книга. Според мен тя е илюстрация на това, че на децата са им нужни не толкова психолози, които да се занимават едностранчиво с тях само по пистата на психиката. Но най-вече са им нужни добри педагози, възпитатели, които са съчетавали в себе си и психолога, сърцеведа, и ментора, и по-големия приятел, и личността с качества за подражание, и човека, който е обичал и децата, и работата с тях. Нужен е здрав разум и сърце.
Препоръчвам да се прочете тази книга (предполагам всички разбират руски език), защото тя е вечно актуална, особено във времето, в което живеем и в което моралните ценности не просто са в упадък, но като че ли изгубихме пътя си към тях. А материалното е завладяло и нашите мечти, и целите ни.
Не мисля, че историческият фон в книгата ще пречи даже, защото времето в нашата страна по суровост и морална упадъчност не му отстъпва, макар че няма такава цензура и идеологическа репресия върху хората.
Педагогическите възгледи на Макаренко се основават на понятията: Чест, Дълг, Отговорност, Инициатива, Шевство, Колектив.
Ето и някои цитати от този голям педагог:
1. Я пришёл к тезису, который исповедаю и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался. Нормальные дети, или дети, приведённые в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики.
2. В такой семье, где есть несколько избыточный достаток, меньше всего нужно удовлетворять дополнительные потребности самого ребёнка, а расходовать деньги на удовлетворение общих семейных потребностей: лучше купить книги, чем лишний костюм.
3. Режим, как мы уже говорили, - это только средство, а мы вообще знаем, что всякое средство в какой угодно области жизни нужно употреблять только тогда, когда оно соответствует цели, когда оно уместно. Поэтому можно представить себе самую лучшую дисциплину, и к ней мы всегда стремимся, но нельзя представить себе какой-нибудь идеальный, самый лучший режим. В одних случаях один режим будет самым подходящим, в других случаях - другой.
4. К сожалению, меня почему-то считают специалистом по этому вопросу (физических воздействий при воспитании - SG). Основываются на том, что я один раз ударил Задорова. Вы помните, вероятно, этот случай в "Педагогической поэме".
И многие говорят: вот вы треснули Задорова - и все пошло хорошо. Значит, нужно трескать.
Вопрос спорный. Ударить человека иногда, может быть, полезно, даже взрослого. Есть такие люди, которым следует набить морду. Но никто не может сказать заранее, полезно это или нет.
Я противник физических методов воздействия. И раньше был противником. Я ударил Задорова не потому, что своим педагогическим разумом пришёл к тому, что это хороший метод. И не потому так благополучно всё кончилось, что это был хороший метод, а потому, что Задоров был благородным человеком. Я Задорова избил, а он протянул мне руку и сказал - всё будет хорошо. Редкий человек способен на это.
Если бы на его месте был Волохов, он зарезал бы меня. Я в этом не сомневаюсь, я думал, что и Задоров может меня зарезать, но Задоров оказался человеком в высшей степени благородным. Сейчас он работает одним из ведущих инженеров на постройке Куйбышевского узла. Это мой настоящий друг. Когда он приезжает ко мне, у меня семейное торжество.
5. Я всем рекомендую приглашать для клубной работы только Дон-Кихотов. Они умеют в каждой щепке увидеть будущее, они умеют из картона и красок создавать феерии, с ними хлопцы научаются выпускать стенгазеты длиною в сорок метров, в бумажной модели аэроплана различать бомбовоза и разведчика и до последней капли крови отстаивать преимущество металла перед деревом. Такие Дон-Кихоты сообщают клубной работе необходимую для неё страсть, горение талантов и рождение творцов.
6. У меня главным результатом этого чтения была крепкая и почему-то вдруг основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие.
7. Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребёнку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребёнок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришёл в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребёнок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам.
8. Мы решительно не рекомендуем применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Трудовая задача и её решение должны сами по себе доставлять ребёнку такое удовлетворение, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Такой же наградой будет для него ваше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов работы. Но даже с таким словесным одобрением никогда не нужно злоупотреблять, в особенности не следует хвалить ребёнка за произведённую работу в присутствии знакомых ваших и друзей. Тем более не нужно ребёнка наказывать за плохую работу или за работу непроизведённую. Самое важное в этом случае - добиться того, чтобы работа была всё-таки выполнена.
9. Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчёт в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет, и не нужно искать никаких иных оснований, и тем более не нажно придумывать ничего искусственного.